Задания, способствующие усвоению сочетаемости слов

zadaniya sposobstvujushhie usvoeniju sochetaemosti slov Советы логопеда

Согласование существительного с числительным, прилагательным, местоимением и существительным.

Прилагательное

Ответы на вопросы какой? какая? какое? какие?

Подбери слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какие?

Нахождение и называние предмета по определенному признаку:

— по цвету (красный помидор);

— форме (круглый стол);

— размеру (огромный арбуз);

— принадлежности (бабушкин, дедушкин, медвежий, лисий, волчий);

— материалу (стеклянный, деревянный, глиняный).

«Угадай-ка». Угадай, что это — спелый, сочный, красный, мягкий. Ты говори о предмете, какой он, а я буду угадывать, что это.

Вспомни и назови, какие бывают огурцы.

Изменение прилагательных по родам и числам. (Спелое яблоко. Спелые яблоки. Много спелых яблок.)

Правильно ли я сказала? Исправь мою ошибку. (Спелый яблоко.) Какие бывают яблоки? (Сладкие.) Сладкий лимон. (Лимон кислый.) Какие бывают лимоны? (Кислые.)

Дополни третье слово со звуком [с]. Помидор … (красный, спелый, …).

Согласование существительных с числительным. Сосчитай предметы. Сколько их?

Согласование существительных с прилагательным, с числительным. Сосчитай. Сколько красных яблок лежит на тарелке?

Для составления словосочетаний используются следующие задания: «Найди слову пару», «Исключи лишнее слово», «Повтори слова и добавь свое», «Дополни слово», «Исправь мою ошибку».

Местоимение

Согласование местоимений мой, моя, мои, наш, ваши с существительными. Ответы на вопросы чей? чья? чьи?

Лексико-грамматические упражнения сочетаются с заданиями на развитие памяти и мышления. В работу над словосочетанием можно включать игры, уже использовавшиеся в работе над словом: «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Посмотри, запомни и повтори», «Послушай и повтори», «Сделай, как было» и др. Ребенок использует в своей речи не только существительные, но и прилагательные. Например, красный помидор находится между красной морковкой и красным перцем, не стало красного помидора и т. п.

Кроме того, на этапе работы над словосочетанием в занятия включаются задания на развитие функции языкового анализа и синтеза.

Фонематический анализ и синтез 2—3 слов с использованием цветовых символов должен являться неотъемлемой частью каждого занятия, так как это основа будущего успешного обучения в школе. Чтение слов будет способствовать выработке автоматизма произнесения того или иного звука.

Использованная литература:
Пожиленко Е. А. — Методические рекомендации по постановке у детей звуков С, Ш, Р, Л (Популярная логопедия) — 2006

Оцените статью
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 435»
Добавить комментарий