Сюжетно-ролевые игры для дошкольника

sjuzhetno rolevye igry dlya doshkolnika Развитие игровой деятельности

Третий год жизни дошкольника характеризуется как период развития сюжетно-отобразительной игры, которая предшествует сюжетноролевой игре. В начале года игры детей непродолжительны (3—6 минут), но постепенно, при условии правильного педагогического руководства, направленного на совершенствование игровых умений, игры становятся более длительными (8—10 минут).

По мере развития игровых умений становятся более разнообразными игровые действия и способы употребления предметов, ребенок охотно использует предметы-заместители, передает в игре поведение окружающих его людей. Малыш 2—3 лет часто еще действует подражательно, но его действия существуют в рамках определенной роли: мамы, шофера, доктора. Если в начале года ребенок в игре называет себя своим именем («Коля везет машинку»), то к концу года, как правило, он отождествляет себя с тем взрослым, действия которого изображает («Я — шофер»).

Отдельные игровые действия (например, кормление куклы, укладывание спать) объединяются в единую сюжетную линию (кормить — укладывать спать). Поначалу цепочки игровых действий осуществляются довольно хаотично: ребенок может укладывать куклу спать, потом снова кормить ее. С приобретением жизненного опыта в этих цепочках появляется определенная логика (кормить—укладывать спать), затем цепочки становятся более продолжительными (готовить обед —кормить—укладывать спать), обогащается содержание игры (готовить обед для куклы и ее подружек—самостоятельно сервировать стол —кормить всех кукол укладывать их спать под колыбельную).

Основной задачей педагога является формирование у детей первой младшей группы игровых умений, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры.

Исследователи, в частности Е. В. Зворыгина, отмечают, что игра носит развивающий характер, если организуется взрослым по принципу решения игровых задач. При формулировке игровой задачи могут использоваться как прямые, так и косвенные методы педагогического руководства. Так, игровая задача может быть поставлена прямо: «Уложи куклу спать», может быть сформулирована в косвенной форме: «Кукла хочет спать», а затем и менее конкретно: «Кукла устала» —в этом случае ребенок ищет решение сам.

Одна игровая задача может решаться разными способами. Например, воспитатель сообщает: «Наташа, твой мишка хочет спать, он плачет». Данную задачу, поставленную перед ребенком, можно решить, показывая и (или) называя игровое действие: «Уложим его в кровать»; затем предложить ребенку сделать это самостоятельно. Усложняя решение, можно посоветовать малышу перед укладыванием мишки («сыночка», «дочки», лисички) напоить его молоком, приготовить постель, рубашку. Далее следует поставить ребенка в условия необходимости использования предмета-заместителя: взять палочку вместо ложки, кружочки вместо тарелки. При успешном решении простых игровых задач перед ребенком нужно ставить следующие, более сложные задачи. С усложнением задач их решение также постепенно усложняется:

а)    один и тот же заместитель может использоваться в качестве разных предметов (листок используется как тарелка, шляпка; кружочек — как монета, блюдце);

б)   использование заместителей сопровождается словом, пояснением (например, воспитатель берет брусочек и говорит: «Возьму мыло, вымою руки»);

в)              используется несколько заместителей;

г)   используются нарисованные предметы (ребенок кормит куклу нарисованным пирожным, моет нарисованным мылом); воспитатель показывает ребенку новые обобщенные способы решения игровых задач.

Таким образом, взрослый тщательно продумывает ряд постепенно усложняющихся игровых задач, которые он будет решать с ребенком в совместной игре. Для этого он заранее предусматривает наводящие вопросы, примерные советы по ходу игры, вызывающие у ребенка желание решить игровую задачу.

Для развития у ребенка умения планировать свои действия воспитатель должен грамотно ставить вопросы, побуждающие к простейшим замыслам: «Что делает твой мишка?», «Куда едет твоя машина?», «Кто встречает твой самолет?», «Что кукла будет делать, когда поспит?» и др. Для развития умения действовать с воображаемыми предметами, осуществлять воображаемые действия педагог по ходу игры задает вопросы, способствующие возникновению ощущения условности ситуации: «Не слишком ли горячий суп у куклы?», «На большой скороводе котлеты или картошка?», «У твоего зайки красное горлышко?» и т. д.

Исследователи предостерегают педагогов от излишней заорганизованное™ игры, навязывания своей воли, постоянного применения только образцов (действий, сюжетов) — все это сковывает свободу ребенка, делает игру скучным делом, превращает ее в занятие. Чтобы этого не происходило, необходимо организовывать общение взрослого с ребенком в игре как эмоциональную ситуацию, вызывающую у малыша подлинный интерес, желание участвовать в ней.

Н. Я. Михайленко одним из главных требований к руководству детской игрой считает владение воспитателем грамотной игровой культурой, без которого он не сможет научить детей играть. Это значит, что педагог должен уметь оперировать элементами игровых сюжетов (действиями, событиями, персонажами, ролями), развертывать сюжеты с детьми разных возрастных групп. Для этого необходимо учиться фантазировать, придумывать сюжеты, изучать соответствующую литературу, одним словом —знать игру и быть творческим человеком. Исследователи предлагают использовать для формирования игровой деятельности детей такие приемы работы, как втягивание, подключение и обучение взаимодействию в играх.

Втягивание детей в игру происходит следующим образом: педагог, желая обучить их каким-либо способам построения игры, делает это не в виде прямого обучения, показа, образца, а вовлекает исподволь, создавая определенную эмоциональную ситуацию, притягивающую внимание играющих неподалеку ребят. Постепенно малыши все больше заинтересовываются игрой взрослого, которую он разворачивает у них на глазах, непосредственно к ним не обращаясь. Дети подходят ближе и потихоньку втягиваются в игру, в которой воспитатель может отводить им разные роли, как подчиненные (например, роль пациента), так и главные (например, роль доктора), побуждать к различным игровым действиям в зависимости от поставленных целей.

Прием подключения используется взрослым для внедрения в уже начатую детьми игру, которая не находит продолжения и затухает. «Оживление» И1ры возможно путем присоединения педагога к игре детей как бы «изнутри», органично, ненавязчиво, не разрушая атмосферу необязательности, регламентированности и свободы игры.

Обучение взаимодействию в играх предполагает организацию совместной игры детей от простейших парных взаимодействий (через прокатывание мячей, тележек, машин) до взаимодействий в рамках общего сюжета (дети кормят кукол в одной «столовой», помогают друг другу готовить для кукол обед, накрывать на стол в кукольном уголке). Это позволяет ориентировать ребенка на сверстника, будущего партнера в ролевой игре, способствует вхождению в роль, учит вести диалог Исследователи считают, что следует обучать детей взаимодействию уже на раннем этапе развития игры именно в рамках предметно-игровой деятельности.

Педагог должен создавать условия предметно-игровой среды. В групповой комнате должны быть игрушки и различные материалы, способствующие созданию замысла; своеобразные зоны, направляющие мысль ребенка в направлении самостоятельной игры (куклы, машинки, конструкторы, фигурки людей и животных, игрушки на бытовые темы, природный и разнообразный полифункциональный материал: шишки, бруски и др.). Воспитатель периодически изменяет эти условия (меняет зоны, выставляет новые игрушки), следит за тем, чтобы имелся необходимый комплект предметов на определенную тематику (например, для «игры в парикмахерскую» — зеркало, ножницы, расческа, накидки, парфюмерные наборы и т.д.).

Исследователи считают, что игровые зоны следует организовывать таким образом, чтобы в них было удобно играть. В первой младшей группе особую ролы играют игровые уголки, в которых ребенок играет со знакомыми и любимыми куклами, машинками. Р. И. Жуковская считает, что кукольный уголок—это «не хранилище безымянных кукол, а „местожительство" дружной кукольной семьи». Прием одушевления куклы позволяет проникнуться сочувствием к ней как к живому существу и обращаться с куклой ласково и внимательно. Каждая кукла для ребенка имеет свои черты: имя, лицо, характер. Это побуждает малыша заботиться об игровом уголке, наводить в нем порядок.

В первой младшей группе усилия воспитателя должны быть направлены на создание предпосылок перехода к сюжетно-ролевой игре: появления обобщенных действий, использования предметов-заместителей, объединения предметных действий в единый сюжет, называния себя именем героя, обогащения содержания игры.

В данном пособии проводится примерная тематика сюжетных игр- ситуаций (по сути, это тот набор игровых действий и сюжетов, которые ребенок использует в игре):

     игры с куклами;

     игры с машинами и другим транспортом;

    игры с игрушечными животными;

    игры со строительным материалом;

     игры в магазин;

     игры в больницу;

     игры в деревню;

     игры в мастерскую;

    игры в парикмахерскую;

    игры в почту.

Некоторые сюжеты, например, «игры с куклами» дети 2—3 лет используют очень часто; другие, например, «игры в мастерскую», ребята только осваивают. В «играх с куклами» игровые действия отражают повседневный опыт ребенка, поэтому такие игры-ситуации имеют более широкий спектр возможностей, тогда как в «играх в деревню» непосредственный опыт детей мало отражен — здесь имеют место действия по впечатлениям от сказок, книг, иллюстраций, бесед.

Предлагаемые в пособии сценарии сюжетных игр-ситуаций могут разыгрываться с использованием разных приемов (втягивания, подключения, обучения взаимодействию и др.). Вместе с тем в каждой игре-ситуации воспитатель старается дать определенный образец (назначения предмета, новых игровых действий, использования предмета-заместителя, особенностей действия в роли, замещения действия словом и т.д.), но в пределах необходимой эмоциональной ситуации, которая не должна превращаться в обучающее занятие.

В играх-ситуациях представлен сюжет, который можно использовать, вариативно применяя методы педагогического руководства в зависимости от тех целей, которые ставит перед собой воспитатель. Одна и та же ситуация может по-разному осуществляться в течение года. Так, в игре-ситуации «Знакомство с куклами» дети 2—2,5 лет запоминают имена кукол, с которыми их знакомит воспитатель; в той же игре-ситуации дети старше 2,5 лет могут самостоятельно придумывать имена новым куклам.

В пособии также проводятся примеры наблюдений и целевых прогулок, способствующих возникновению самостоятельных игр детей. По мнению С. Н. Теплюк, задача взрослого состоит в том, чтобы поддержать инициативу каждого ребенка, развить его любознательность, ведь на прогулке малыш попадает в частично знакомую, но меняющуюся в зависимостй от разных обстоятельств среду; он активно воспринимает, внимательно слушает. Этому способствуют вопросы, которые ставит воспитатель в процессе общения с малышом.

В режиме дня детского сада воспитатель организует игры детей в утренние, дневные и вечерние часы. Важно намечать определенную стратегию в развитии игровой деятельности, оценивая возможности детей, степень овладения игровыми умениями, общее состояние игры.

Использованная литература:



1. Губанова Н. Ф. — Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе — 2008

Оцените статью
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 435»
Добавить комментарий