Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка
Улыбнуться. Опустить кончик языка за нижние зубы, спинку поднять «горочкой», сделать выдох.
Упражнения для губ
Поднимание и опускание верхней губы с обнажением верхних зубов.
Попеременное поднимание и опускание углов рта.
Упражнения для языка
Язык «желобком» снаружи рта держать неподвижно, а губы то широко раскрывать, то касаться ими «желобка».
Игра «Я — не я». Логопед произносит фразы, а дети отвечают: «И я» или «Не я». Например, логопед произносит: «Я люблю шоколад». А дети отвечают: «И я, и я, и я». «Я люблю жевать чашку». Дети: «Не я, не я, не я».
Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка
Произнесение слоговых сочетаний пти-пти-пти, птя-птя-птя; пти-птя, пти-птя; пти-птя-пте-птю.
Развитие фонематического восприятия
«Подбери и назови». Разложить в две стопки картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [с] и [ш].
Определить позицию звука [с] в словах санки, сапоги, сова, автобус.
Использованная литература:
Пожиленко Е. А. — Методические рекомендации по постановке у детей звуков С, Ш, Р, Л (Популярная логопедия) — 2006