Причины замкнутости ребенка

prichiny zamknutosti rebenka Блог

Не секрет, что замкнутость ребенка может быть обусловлена множеством причин. Это может быть связано с тем, что у ребенка есть психологические особенности, которые могут проявляться в том, что малыш обладает тонкой душевной организацией, богатым внутренним миром. Такой ребенок больше всего любит проводить время в одиночестве, поэтому ему лучше заниматься чем-то, что требует уединения: рисовать, строить, конструировать… В данном случае родители должны быть очень внимательны и осторожны. Поэтому беспокойство, вызванное опасениями, что у него «что-то не так», совершенно напрасно. Это стремление “перевоспитать” такого малыша, “пока не слишком поздно”, грубоватое вторжение в хрупкий мир его грез или фантазий может серьезно повредить его развитию. И тогда малыш действительно уйдет в свой “домик”, “убежит в себя”.


Другое дело, когда замкнутость ребенка вызывается его утомлением, недомоганием или ссорой с близким другом, непонимание сверстников в детском коллективе… В этих ситуациях родителям нужно быть осторожнее, выяснив причину внезапной перемены настроения и, если это в вашей власти, помочь ребенку более безболезненно пережить этот период
Одним из наиболее частых случаев является детская закрытость и замкнутость в семье, где воспитывается один ребенок Потеря контакта со своими братьями или сестрами, вынужденный почти всегда играть в одиночку, он получает неверную установку на контакт, и его коммуникативные способности развиваются иногда неполноценно.
В этом плане не исключение и общность между членами одного семейства, которые пользуются благами современной цивилизации, общение заменяют короткими разговорами по мобильному телефону. Но даже если родители будут заинтересованы в общении со своими близкими людьми, то ребенок не будет этого делать и со временем прекратит это делать.


Может ли такое быть причиной того что ваш малыш стал вести себя иначе после того как вы изменили свое поведение? Нужно ли вам больше внимания уделять ребенку? Если вы всегда заняты, то у вас нет времени на то чтобы уделить внимание ребенку, а тем более поговорить с ним Случалось ли такое, что малыш бежал к Вам, счастливый, показать, какой красивый камешек был найден во время прогулки, смастерил оригинальный автомобиль из конструктора, вылепил настоящего медведя, а вы резко его прервали или даже прикрикнули только по той причине, что вас отвлекли от просмотра любимого сериала или передачи.


В большинстве случаев замкнутость ребенка вызвана постоянным недовольством его разговором или действием одного из членов семьи. Малыша постоянно учат, что он поступает неправильно: слишком громко (или тихо) говорит, слишком медленно (или быстро) ходит, не так сидит…
Для того чтобы точно узнать причину замкнутости вашего ребенка, проведем простой психологический тест – предложите ему изобразить свою семью, а затем внимательно рассмотрите рисунок. Однако на первый взгляд может показаться, что перед нами ничего не значащие каракули или даже просто набор букв, но при внимательном, вдумчивом рассмотрении этого «творения», можно сделать совершенно определенные и порой совсем неприятные выводы.
Обратите внимание на то, как ребенок изобразил себя:
— если он изображен крупным планом, особенно если он больше других фигур на картинке, он очень избалован и требует к себе повышенного внимания со стороны окружающих его людей.
И наоборот: если он маленький по сравнению с другими членами семьи и его фигура кажется ему недостаточной для того, чтобы быть значимой, то это может свидетельствовать о том, что ребенок оценивает себя как не очень значимого.

  • если на рисунке изображен ребенок с центром в центре и рядом с ним другие члены семьи, то это означает, что ребенок чувствует себя очень важным и поэтому старается быть как можно ближе к центру. Если же в стороне от мамы, отца и других близких, значит, ему не уделяют должного внимания и он, скорее всего, чувствует себя одиноким.

  • Большая разница в размерах изображенных членов семьи говорит об нарушении гармоничных взаимоотношений внутри нее. Изображенные лица маленьких фигурок говорят о незначительности занимаемой ими позиции и важности изображаемых лиц;

  • — если все фигуры одинаковы, то это говорит о том, что в семье уважают мнение каждого члена семьи, а также они являются самостоятельными личностями.

  • — слишком маленькие фигурки говорят о том что у малыша есть проблемы с психикой, поэтому присмотритесь к нему: не подавлен ли он, не тревожится ли он, не испытывает ли страха?

  • — если малыш рисует себя в кругу своей семьи, то он стремится к общению с родными. Здорово, когда дети рисуют всех взявшихся за руки – это показатель того,что в семье царит дружелюбная атмосфера, общение друг с другом всем приносит удовольствие;

  • В случае, если ребенок разместил всех родственников по разным комнатам, то это серьезный повод для того, чтобы задуматься: достаточно ли времени вы проводите совместно с семьей, а также не живете ли каждый из вас своей собственной жизнью

  • — если ребенок вместо семьи нарисовал просто дома, где нет ни одного человека, значит, общение со своими близкими не дает ему необходимого понимания, более всего, обстановка в семье настолько напряжена, что малыш считает ее враждебной.

  • — Если рядом с членами семьи есть любимая игрушка, собачка или котёнок, то малыш нуждается в тепле; скорее всего, именно домашние животные или игрушки заменяют ему общение с родными; об этом же свидетельствует использование в рисунках большого количества мелких деталей.

  • Если ребенок нарисовал себя в окружении игрушек, возле телевизора или компьютера, то он скорее всего любит «общаться» с ними, а не с членами семьи.

  • — Сильный нажим на карандаш при рисовании говорит о повышенной тревожной реакции ребенка, слабые линии рисунка говорят о неуверенности в себе.


На что обратил внимание ребёнок при рисовании? Он рисует с удовольствием – его семья ему очень нравится; соглашается только после длительных уговоры – что-то не так в отношениях к ребенку или между взрослыми, ребенок недостаточно получает в семье тепла и любви.
В этом случае можно провести такой тест: изобразите (схемно) на листе бумаги комнату, «расположите» в нем всех членов семьи, кроме ребенка, а затем предложите ему «разместить» в этой комнате себя. Однако, если он сочтет нужным «пересадить» кого-то с одного места на другое, не препятствуйте этому, предоставьте ему полную свободу действий
А теперь выводы, которые были сделаны в ходе исследования:
— если ребенок безоговорочно выбирает стул возле мамы, папе стоит задуматься о своем отношении к ребенку.
В случае, если ребенок хочет сидеть между родителями и просит об этом, то это означает, что он любит обоих родителей примерно одинаково; вы оба сумели окружить его своей заботой, и малыш чувствует, что родители любят друг друга примерно одинаково.
— Если же ребенок хочет сидеть отдельно в углу на стульчике, то вам следует бить тревогу, так как ребенку в семье одиноко и тоскливо, а также дискомфортно. Необходимо срочно поменять своё поведение и уделить ребёнку больше внимания и любви – иначе плачевные последствия такого отношения не заставят себя ждать.
В случае если вы заметили, что ваш ребенок замкнут, а его замкнутость – следствие дисгармонии в семье или недостаточного внимания к нему, попытаемся вместе с вами найти причины этого и исправить ситуацию.
Ваш малыш замкнут из-за того что в семье ему одиноко. Привыкший к тому, что родители всегда уходят от общения, отгораживается от него под предлогом того, что ему некогда, или открыто заявляют о том, что им это вовсе неинтересно, малыш начинает сдерживать свои эмоции, волнения, он не пытается поговорить с родителями и даже когда у него спрашивают, коротко отвечает. Но он привык считать, что все делает не то, что мешает взрослым, путается у них на глазах, боится, что вы будете сердиться, кричать, за что-то ругать.
Бывает и такое что в семье общение с ребенком сведется к минимуму. Увы – это очень распространенное явление современной действительности: стремительный темпоральный темп жизни, работающая мамаша, которая не всегда может уделить время своему ребенку, а также выполнению домашних дел.
Если взрослые занимаются домашними делами или чем-то еще на улице, то ребенок может быть предоставлен сам себе. Обычно ему говорят: «не мешай», а он и не мешает, играет в другой комнате Многие родители, создавая ребенку лучшие бытовые условия, не уделяют должного внимания потребности каждого ребенка в тесном контакте с мамой и папой. Родители приобретают ему много красивых и интересных игрушек или какой-нибудь домашний питомец, который бы не мешал, не приставал к постоянным вопросам. И вот ребенок и играет один, в своей комнате или в своем детском уголку. Дома родители, но малыш не чувствует их присутствия — они не с ним, а где то рядом, каждый занят своими делами. Такая отцовско-материнская любовь очень поверхностная и бездушная А ребенок от этого очень страдает. Но ведь игры, какими бы увлекательными они ни были, и «связь» с четвероногим другом – не заменят общения с родителями.
Даже у взрослого человека есть естественная потребность в выражении своих эмоций. А у ребенка эта потребность намного сильнее – он только начинает жить, каждую минуту, каждую секунду его жизни приносят ему столько нового, такого интересного, что он просто не может остановиться. Ему необходимо делиться своими переживаниями, чувствами, эмоциями… Но он абсолютно один, с ним никто не общается, и ему приходится сдерживать возникающие у него эмоции.
Если вы представите себе такую ситуацию: возбужденный карапузик с радостными блестящими глазенкам подбегает к папе, уютно расположенному в кресле с газетой, и демонстрирует ему свой рисунок: «Папа! Смотри, какой я танк нарисовал!» Мальчик просит: «Папа, давай немного вместе порисуем». А в ответ слышит: «Папа занят, давай завтра, а сейчас ему некогда, не приставай», — и включает телевизор. В комнате мальчика папа продолжает уговаривать его остаться, но малыш, опустившись на пол, с опущенными глазами, с рыданиями идет в свою комнату.
Однако это вовсе не так, в данной ситуации вариаций может быть бесконечно много: на месте папы могут оказаться мама и мальчик, на месте мальчика – девочка, а вместо телевизора может быть утюг, жесткий отказ может смениться резким тычком или подзатыльником И это общее – нежелание родителей слышать своего ребенка, что приводит к подавлению своих желаний и естественных эмоций. Однако такое ограничение выражения чувств может серьезно навредить не только общему развитию вашего малыша, а и его здоровью, ведь даже взрослую особу врачи советуют время от времени выплескивать свои чувства в целях самообороны

Оцените статью
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 435»
Добавить комментарий