Автоматизация звука в словах

avtomatizaciya zvuka v slovah Советы логопеда

После проведения нескольких занятий, посвященных автоматизации звука в слогах, начинается новый этап работы. Главная задача логопеда на этом этапе работы — научить ребенка правильно произносить слова с поставленным звуком. В силу того что вновь выработанные нервные связи еще слабы, ребенок пользуется приобретенным звуком крайне нерегулярно, зачастую только на занятиях с логопедом. В случае нарушения кинестетического анализатора он не чувствует своей патологической речи.

На первых занятиях по автоматизации звуков следует соблюдать такой принцип: для звуков [с], [ш] подбираются слова, в которых эти звуки стоят в начале слова (с-с-с-сынок, с-с-с-сырок, с-с-с-сыроежка, с-с-с-ад, с-с-сани, ш-ш-апка, ш-ш-шуба). Звуки [ц], [ч] произносятся в конце слов подчеркнуто коротко (скворец, дворец, ключ, мяч). Звонкие звуки [б], [д], [г], [л] сначала произносятся между гласными, затем — в начале слова. Предпочтительно произносить сочетания согласных звуков с близкими по артикуляции гласными звуками. Например, шипящие — перед [о] и [у] (шум, шуба, шорох — губы выпячены), мягкие свистящие — перед [и] (Сима, зима, сито — губы растянуты в стороны и сближены), [л] — в сочетании с [а] и [ы] (Алла, алло, лама, лампа, лыжи, лыжник), звук [р] — после [т] и [д] (трава, дрова, дракон, трап, тропинка, травка, друг). На последующих занятиях эти правила не соблюдаются, допустимо использование слов, в которых изучаемый звук встречается в разных позициях.

Работа над правильным произношением поставленных звуков в словах, а затем и в самостоятельной речи — процесс трудный, требующий от ребенка усердия, а от логопеда терпения. Ускорить процесс введения звука в речь поможет параллельная работа над формированием фонематических процессов с одновременным включением заданий на развитие познавательных процессов и лексико-грамматических упражнений.

Работа по автоматизации звука в словах заключается в том, чтобы ребенок воспринимал произносимое слово осознанно во всех его лексических и грамматических связях, а не механически повторял его вслед за педагогом. Такая работа для ребенка малоинтересна и развивает лишь номинативную функцию речи. Поэтому необходимо дать детям как можно больше заданий, направленных на развитие и других нарушенных функций. Работу по автоматизации звуков в словах можно сочетать с обогащением словаря и усвоением грамматических категорий языка — словообразования и словоизменения. Ребенка следует знакомить со значением и происхождением произносимых слов. В процессе объяснения происхождения слов уместны будут такие вопросы: Почему этот предмет так называется? (чайник, чайница, незабудка, Незнайка), Что означает слово радуга? На первых порах на них отвечает сам логопед, предварительно выслушав ребенка.

Навык словоизменения легко усваивается детьми в чистоговорках — наиболее доступном и любимом ими виде упражнений. Дети повторяют слоги и дополняют последнее слово в чистоговорке. Например:

 

Ва-ва-ва, на сосне сидит… (сова).

Ву-ву-ву, мы увидели… (сову).

Вы-вы-вы, острый клюв у … (совы).

Ра-ра-ра, рада снегу…(детвора).

 

Кроме чистоговорок для усвоения детьми навыка словоизменения используются и предложения. Предложения произносятся логопедом, а ребенок дополняет их отдельными словами. Предлагаются такие задания: «Дополни предложение», «Какого слова не хватает?», «Подскажи нужное слово» и др. Отвечая на вопросы: Кого или что ты видишь? Рядом с кем стоит слоненок? Рядом с чем стоит стол? Кому дает траву Зоя? О ком заботится мама? и др., ребенок практически усваивает падежные окончания существительных. Вот пример задания по автоматизации звуков [р], [р’] в словах с одновременным упражнением в овладении навыком словоизменения.

— Кого ты видишь? (Жеребенка, верблюжонка, барашка, корову и т. д.) Рядом с кем стоит верблюжонок? (С верблюдицей.) К кому подбежал теленок? (К корове.) У кого из домашних животных есть рога? (У коровы, у барана.)

Развитию навыка словообразования способствуют задания «Скажи ласково», «Придумаем новое слово». Например, при рассматривании картинки с изображением лужи, уместно задать вопрос: Как мы назовем большую лужу? (Лужища.) А если это будет маленькая лужа, мы о ней скажем (лужица).

Кроме существительных следует как можно чаще включать в занятия и другие части речи, в частности прилагательные, наречия и глаголы. Например, для автоматизации звука [л] наиболее подходят глаголы. Отвечая на вопрос: Что ты делал? (Пел, танцевал, ел и т. д.), ребенок упражняется в проговаривании слов со звуком [л]. Для автоматизации звука [л’] используются глаголы прошедшего времени во множественном числе. Для этого перед ребенком ставится вопрос: Что мы (вы, они) (с)делали? (Сидели, рисовали, танцевали.)

Используя глаголы, можно отрабатывать навык образования новых слов с помощью приставок по-, с-, при-, пере-, у- и др. Для закрепления звука [з] можно использовать глаголы с приставкой за- (заехал, зашел, заштопал, задвинул и др.).

Включение загадок и стихов внесет в занятие эмоциональный заряд. Ребенок называет слова-отгадки, дополняет слова в знакомых стихах.

Учитывая то, что система логопедического воздействия носит комплексный характер, одновременно с грамматическими упражнениями даются задания на развитие познавательных процессов (памяти, внимания и мышления): «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Посмотри, запомни и скажи, кто где стоял», «Послушай и повтори слова», «Сделай, как было», «Сколько слов ты запомнил?», «Сколько предметов запомнил?», «Какой предмет лишний?» и др.

Таким образом, на одном занятии даются задания, способствующие развитию не только речи, но и психических функций ребенка. И что немаловажно, реализация нескольких задач осуществляется при минимальном количестве наглядного материала.

На этом этапе работы могут быть использованы следующие приемы:

— произнесение слова логопедом; показ картинок и называние предметов логопедом;

— совместное произнесение слова с утрированным выделением звука (сссани, шшшуба);

— отчетливое повторение вслед за педагогом слова с утрированным произнесением автоматизируемого звука;

— самостоятельное произнесение слова из ранее отработанных слогов;

— звуковой анализ слова; обозначение звуков принятыми цветовыми символами;

— составление слова из букв или чтение;

— деление слова на слоги;

— дополнение чистоговорок заданным словом;

— дополнение предложения заданным словом;

— чтение стихотворения, в котором встречаются слова с автоматизируемым звуком; воспроизведение отдельных слов стихотворения;

— загадывание загадки о предмете (ребенок произносит отгадку и отдельные слова);

— работа над развитием пространственного, слухового, зрительного восприятия, памяти и внимания;

— работа над лексико-грамматическими категориями языка.

Особое внимание на этом этапе работы уделяется развитию фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза и фонематических представлений.

Использованная литература:
Пожиленко Е. А. — Методические рекомендации по постановке у детей звуков С, Ш, Р, Л (Популярная логопедия) — 2006

Оцените статью
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 435»
Добавить комментарий