Автоматизация звука [р] в словах и словосочетаниях на основе лексической темы

«Путешествие в Оранжевую страну»

Оргмомент

Сообщение темы занятия.

— Сегодня мы с вами отправимся в сказочную Оранжевую страну. Покажите, достаточно ли у вас сил, чтобы добраться туда.

Релаксационные упражнения.

«Сильные и слабые». «Тренировка» в поднимании штанги.

— Садитесь к зеркалу. Сделаем разминку для пальчиков.

Развитие моторики пальцев рук

— По дороге мы пойдем, в Оранжевую страну придем. (Прикасаются пальчиками к столу, имитируя ходьбу.) Труден будет путь у нас, я на корабль приглашаю вас. (Сложите из ладошек кораблик.) По волнам, по волнам плывем к далеким островам. (Дети рисуют пальцами обеих рук волны, произнося слоги ра-ро-ру-ры.)

Массаж или самомассаж

Легкий ветерок — бриз — ласкает ваши лица (поглаживание). Налетела туча, пошел дождь (постукивание подушечками пальцев), поднялись огромные волны (глубокое разминание, приподнимание углов рта и щек четырьмя пальцами). Опять выглянуло солнышко и ласкает ваши лица (поглаживание, расслабление).

Мимические упражнения

Поднялся шторм. Покажите, как вам стало страшно. А теперь покажите, какие вы смелые, мужественные и храбрые.

Артикуляционные упражнения (на усмотрение логопеда)

Развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции

Произносить слоговые сочетания гро-гру, гры-гра на одном выдохе со сменой высоты голоса. Волна подняла наш корабль вверх (произносится слог гра высоким голосом), опустила вниз (произносится слог гру низким голосом).

Произнесение сочетаний, состоящих из существительных и прилагательных. Согласование существительных и прилагательных в числе и роде

Наш корабль приплыл к Оранжевому острову. Здесь все … (оранжевое). Трава … (оранжевая), ручьи … (оранжевые), рыба в ручьях … (оранжевая). Дома … (оранжевые), крыши на домах … (оранжевые). На фруктовых деревьях растут … (оранжевые) персики, груши, (оранжевая) хурма и даже (оранжевый) виноград.

— Повтори, что ты увидел. А вот и жители Оранжевой страны. Поздоровайся с ними. Придумай им имена со звуком [р]. Какая рубашка на мальчике? Какие на нем брюки? В какой сарафан одета девочка? (Оранжевый сарафан.) Восхитись одеждой мальчика и девочки. (Какой красивый у тебя сарафан! Какая красивая у тебя рубашка!) Они спрашивают, какого цвета бывают предметы в нашей стране. Расскажи, какие предметы красного цвета ты знаешь. (Красные помидоры, перцы, астры, георгины. В комнате можно увидеть красный ковер, красные покрывала, шторы, дорожки.)

Развитие памяти

Игра «Чего не стало?». (Не стало оранжевой хурмы.)

Фонематический анализ и синтез слов хурма, астры с использованием символов

— Покажи Роме и Рае, как мы обозначаем звуки в словах.

Чтение или составление слов из букв разрезной азбуки

— Пора возвращаться домой. Жители Оранжевой страны дарят нам оранжевые сапоги-скороходы, в них мы быстро вернемся обратно.

Развитие фонематических представлений

— Где мы с вами побывали? Какие предметы со звуком [р] ты запомнил? Называй сразу два слова — оранжевый… .

Использованная литература:
Пожиленко Е. А. — Методические рекомендации по постановке у детей звуков С, Ш, Р, Л (Популярная логопедия) — 2006

Оцените статью
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 435»
Добавить комментарий