Открывается картинка «Зима».
— Какое сейчас время года? Как называются птицы, которые остались зимовать? (Зимующие птицы.) Назови зимующих птиц, в названиях которых слышится звук [р]. (Ворона, воробей, куропатка, щур, вьюрок.) Каких птиц ты часто встречаешь в городе? (Воробья, сороку, ворону.) В лесу мы можем встретить … (щура, куропатку, вьюрка).
Выставляется картинка «Весна».
— Какие птицы вернулись с юга? (Жаворонки, грачи, журавли, коростели, скворцы, гагары.) У птиц появились птенцы, подумай и скажи, как они называются. (У грачей — грачата, у скворцов — скворчата, у журавлей — журавлята.)
Формирование навыков фонематического анализа и синтеза
— Угадайте слово — название птицы, в слове первый звук [в], а последний — [й]. (Воробей.)
— Узнайте слово — название птицы по звуковой схеме (даны кружочки — символы звуков).
— В слове четыре звука, второй звук [р]. (Грач.)
— Назови слово — название птицы, в котором один слог. (Щур.)
— Произнесите слово журавли по слогам. Назовите гласные звуки каждого слога.
Придумайте задание для меня и детей, например: угадать по отдельным звукам или слогам название птицы.
Развитие внимания и логической памяти
Игра «Кого не стало?».
Подбери словам пару.
— Даю вам слова воробей, ворона, грач; крошки, возвращаться, юркий, серая, забор, прыгает, дорога, червяк. Я скажу слово воробей, а вы подбираете к нему слова, которые каким-то образом связаны с ним.
Воробей — юркий, дорога, прыгает, крошки.
Ворона — серая, дорога, забор.
Грач — возвращаться, червяк.
— Составьте предложения о воробье, вороне и граче, используя сказанные слова. (Юркий воробей прыгает по дороге. Юркий воробей клюет крошки. Серая ворона ходит по дороге. Серая ворона сидит на заборе. С юга возвратились грачи.)
Составление предложений по опорным словам
Хитрая, ворона, размочить, корка, хлеб.
Черный, грач, любить, червяк.
Анализ состава 1—2 предложений.
Работа с буквами.
Составление 2—3 слов — названий птиц из букв разрезной азбуки.
Итог занятия
— Какой звук мы повторяли? Какие задания показались вам трудными? Что бы вы хотели узнать о птицах? Задайте мне вопросы.
Использованная литература:
Пожиленко Е. А. — Методические рекомендации по постановке у детей звуков С, Ш, Р, Л (Популярная логопедия) — 2006